Снегоплавильная установки Новосибирска

Снегоплавильня в Новосибирске

Сергей Райхман, заместитель начальника Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска рассказал в чем разница утилизации снега между Москвой и Новосибирском.
Вывоз убранного городского снега на специальные полигоны – мероприятие затратное. Кроме того, такие полигоны всегда становятся точками, неблагополучными с точки зрения экологии. Вот почему утилизация снега намного предпочтительнее его складирования. Специальные снегоплавильные установки хорошо зарекомендовали себя во многих крупных городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Интересный опыт их применения представляет Новосибирск.
Технологии уборки снега и содержания, дорог в центральной части России и в городах за Уральским хребтом различаются. Если Москве и Санкт-Петербурге в зимний период для обработки дорожного покрытия используются химические реагенты, то в Новосибирске – пескосоляная смесь. Поэтому утилизация снега здесь представляет собой непростую проблему.

Песчаная проблема

В принципе растопить снег не сложно. Можно использовать горячую воду, как это делают, например, в Москве, пропуская снежную массу через систему канализования. Можно применить солярку. Однако эти методы приемлемы в том случае, если снег не содержит песка. Новосибирску же требовалась технология, включающая и утилизацию песчаной массы. Город приобрел специальную установку канадского производства для снегосплава. В дополнение к ней уже здесь, в России, был разработан специальный проект, учитывающий указанную особенность местного снега. В декабре прошлого года эта установка, доработанная согласно проекту, была пущена в действие.

Цикл работы установки состоит в следующем. Привезенный снег сбрасывается в снегоплавильную камеру, где он превращается в воду. Песок оседает на дно камеры. За счет давления воды, создаваемого устроенными внизу специальными трубопроводами с форсунками, весь осадок (песок, грязь) из снегоплавильной камеры поступает в пескоприемник. Последний представляет собой отдельный бункер, где скапливается весь мусор. Дальше из пескоприемной камеры с помощью грейфера песок перегружается в камеру обезвоживания для того, чтобы из него максимально стекла вода. Затем грейфер захватывает подсушенный песок, перегружает в машину (самосвал) и вывозит с площадки.
Другой необходимый цикл – очистка воды, в которую превратился растаявший снег. Для этого предусмотрены специальные очистные сооружения. Итак, снег проходит через снегоплавильную станцию и уходит в камеру, где утилизируется песок. Из этой камеры вода поступает по трубопроводам в очистные сооружения, откуда самотеком попадает в коллектор в пойме р. Каменки, из которой утекает в р. Обь. Такова общая технология работы данной снегоплавильной станции.

Условия для установки

В состав снегоплавильной установки входит три водогрейных камеры. Каждая из них в состоянии переработать 60 т снежной массы в час. Таким образом, производительность всей установки можно довести до 180–200 т в час. Она способна переработать за зиму (в Новосибирске снежный сезон длится с ноября по апрель) порядка 500 тыс. т снежной массы, собранной с дорог.
Учитывая среднегодовую норму выпадения осадков, всего Новосибирску требуется 4–5 установок с указанной производительностью. Дело здесь не только в мощностях, но и в оптимизации процесса утилизации снега. Площадь города достаточно велика, и возить снег в одну точку из всех районов просто невозможно.
Перед городом стоит проблема оперативности уборки.
Например, на новой установке пока происходят сбои, поскольку она лишь недавно пущена в работу. Она обслуживает три района Новосибирска в центральной части, и делаются попытки охватить четвертый район. Если станция работает, то из города вывозится до 33 тыс. т снега в сутки, если останавливается – всего 23 тыс. т. Вот почему сейчас рассматривается вопрос размещения дополнительных станций на других территориях города, желательно отдаленных друг от друга. Это позволило бы сократить «плечо» подвоза снега в 3–4 раза.
Для размещения станций необходим ряд условий. Поблизости обязательно должен находиться ливневый коллектор для утилизации воды. Существуют определенные нормы по размещению станций относительно жилого фонда.
Во-первых, установка – объект немного шумный. Шумит не столько само оборудование, сколько машины, которые подвозят к ней снег.
Во-вторых, в зимнее время, особенно при низкой температуре, процесс плавления сопровождается активным парообразованием. Это следует учитывать, чтобы не создавать дискомфорта для окрестных жителей. Отсюда – требования по удаленности от жилья.
Кроме того, для сооружения станции необходимо наличие рядом такой транспортной развязки, которая позволяла бы большому количеству самосвалов заезжать и уезжать с площадки. Желательно также, чтобы поблизости находился газопровод. Чем дальше газ проходит от станции, тем процесс утилизации будет дороже. То же касается и электроэнергии.
Все перечисленные факторы необходимо тщательно проработать перед тем, как монтировать такую установку.

Рабочие будни

Работа самой снегоплавильной станции нареканий не вызывает. Канадская технология уже достаточно отработана, горелки функционируют в нормальном режиме. Проблемы возникают в связи с необходимостью утилизации мусора. Речь в данном случае идет уже не о песке, а о твердых бытовых отходах.
Проект установки не предполагал такого количества мусора, который на практике попадет в снегоплавильную станцию с песком. Раз в два дня снегоплавильная станция ловит такие предметы, как, например, 200-литровые бочки с непонятным содержимым, колеса различных диаметров, бревна, палки…
Если такого рода предметы попадают в камеру, ее приходится останавливать и чистить. Однажды туда «прилетел» коленвал от КамАЗа – его, естественно, гидросмывом вместе с песком уже не отправишь в бункер пескоулавливателя.
Бордюры, куски бетона, кирпичи – все это снегоуборочные машины собирают с дорог, не сортируя. По регламенту станцию планировалось останавливать для очистки мусора раз в неделю, а фактически получается – чуть ли не каждый день.
Это основная проблема на сегодняшний день.
Особенностью работы на станции является сезонность. Утилизация снега осуществляется зимой. В летнее время, с учетом вышеперечисленных проблем, планируется что-то доделывать и усовершенствовать. Как уже было сказано, в дальнейшем предполагается построить другие станции в городе. Поэтому сотрудники, которые работают непосредственно с оборудованием, будут востребованы круглый год. Вспомогательными работами займутся сезонные рабочие.
Установка утилизирует только снег, привозимый с дорожного полотна. Снег с дворовых территорий сюда не привозится. Его утилизация входит в обязанности управляющих компаний, которые решают эту проблему по мере своих возможностей. Дело здесь также не сводится лишь к наличию мощностей, о недостаточности которых уже было сказано. Снег на придомовой территории и снег на дорогах – это две разные вещи. Первый, даже если он тает естественным способом, не наносит тяжелого ущерба с точки зрения экологии. А снег с дорожного полотна представляет собой гораздо большую угрозу для природы и здоровья людей.
Изначально данный проект не рассматривался с точки зрения бизнеса. Его разрабатывали, учитывая санитарную обстановку в городе и экологическое состояние городских территорий. Безусловно, есть надежда, что снегоплавильная станция себя когда-нибудь окупит, но изначально не это являлось самоцелью. Естественно, привлекая частного партнера – инвестора для строительства установки, который должен окупить свои затраты, муниципалитет утвердил определенный тариф для ее эксплуатации.

вывоз снега, снегоплавильни, уборка снега

Все новости